15 августа – ИА SM.News Екатеринбург. Парк Горького в Москве называют Главным парком страны. Но знаете ли вы, что строительство подобных масштабные проектов были запущено в СССР 1920-х годов практически во всех крупных городах. Каждый город стремился отличиться. При этом проект Парка культуры и отдыха в Екатеринбурге носил статус одного из «самых больших в Союзе». О том, как огромные просторы леса превратились в любимое место отдыха жителей Екатеринбурга и Свердловска, журналисты SM.NEWS узнали в рамках фестиваля «Сады в августе», организованного Музеем истории Екатеринбурга и Музеем Бориса Ельцина.
«У нас с вами есть провинциальный, а точнее уездный город Екатеринбург 1900-х годов, с центр губернии находится в Перми. Население небольшое 50-60 тысяч жителей и всего 2 парка — Харитоновский и Общественного собрания. Для простой публики, «для добрых мещан» предназначен Харитоновский, — как писали в то время. Там проходят какие-то концерты балалаечников, сладкая водичка продается. И под этим соусом пытаются улучшать нравы мещан: что бить жену и детей — не хорошо, воспитывают нравы под звук балалайки», — рассказал кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии УрФУ Евгений Рабинович.
И был второй парк, который сейчас называется Садом Вайнера. Когда-то за зданием общественного собрания был роскошный парк. Случается эволюция и вся эта система формально рушится, но на самом деле, только формально. Харитоновский парк так и останется местом для широких масс, а Сад Вайнера (бывший парк Общественного собрания) для элит. В 1924 году Екатеринбургский горсовет переименовывает города в Свердловск в честь Я. М. Свердлова, деятеля коммунистической партии и советского государства. А в 1930 году появляется новый генплан города, согласно которому, в городе должна появиться новая, так называемая «зеленая лента», вдоль реки от Исетского пруда до условного современного Химмаша.
«Вдоль Исети должны быть деревья, цветы, травы, и там пролетариат после работ на заводах прогуливается и отдыхает, юноши и барышни гуляют, поют под гармошку, и им хорошо».
Этот проект реализуется до сих пор, поскольку то, что администрация Екатеринбурга последние несколько лет благоустраивает набережную, − это продолжение все той же задумки 1930-го года, которую пытаются реализовать вот уже 92 года, отмечает Евгений Рабинович. И задуманная гигантская «зеленая лента»- набережная должна была упираться в такой же масштабный зеленый массив — парк Маяковского.
Изначально предполагалось, что Парк культуры и отдыха будет до современного Химмаша. Это был один из самых больших парков в СССР, потому что местные чиновники очень хотели отчитаться, что построили самый большой парк, получить орден на грудь и соответствующие премии. Казалось бы, идея то простая — везде сплошные деревья и, вроде бы и ничего не надо делать. Только добавить дорожки и отчитаться.
«Раз Сталин сказал — нужно сделать»
Архитекторами Алексеем Дукельским и Вениамином Соколовым был составлен проект парка. Первый, спроектировал, кстати, нынешнюю главную арку парка, а второй спроектировал в Екатеринбурге также и Городок чекистов и Стадион Динамо. В городе не было ни одного специалиста по паркам, а в Москве заказать специалиста было нельзя, потому что в то время подобные проекты строили чуть ли не во всех городах и нам специалисты не достались.
Разработчики рассчитали проект парка, в котором должны были отдыхать каждый вечер 150 тысяч человек, это примерно 60% городского населения того времени. Идея казалась немыслимой.
«Сейчас, если у нас население примерно 1,5 миллиона человек, представьте, если сейчас 600-700 тысяч придут отдыхать сюда? архитекторы Дукельский и Соколов были умными людьми и понимали, что такие показатели невозможны, но был приказ «сверху» и они создали проект парк, проект которого был нереализуем изначально. Но не было выхода. Парк слишком гигантский и территория парка дор сих пор является его проблемой и я буду долго его критиковать. Это все заложено еще в изначальном проекте парка. Он слишком большой», — отмечает кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии УрФУ Евгений Рабинович.
Начали строить
Время для реализации проекта выбрали самое неподходящее, поскольку начало 1930-хх — жуткий голод в СССР, поэтому в строительстве предположительно могло участвовать много деревенских жителей, готовых работать просто за еду. Но появилась еще одна проблема — нечем кормить не только людей, но и рабочих лошадей, поэтому стройка все время останавливалась. За 2 года всех работ у будущего парка поменялись 9 директоров и, как правило, все с одной и той же формулировкой — за воровство.
В 1933 году Парк всё-таки открыли. На его открытие приезжали на специальных рейсах, поскольку инфраструктуры для автобусов и трамваев тогда еще проложено не было. Горожане приезжали отдохнуть в парке с детьми после работы. Однако, в то время для детей там практически не было развлечений.
Несмотря на воровство администрации и бунт рабочей силы из-за нехватки еды и овса для лошадей, в 1933 году парк все-таки открыли. Сюда приезжали на специальных рейсах, поскольку инфраструктуры для автобусов и трамваев проложено не было. Людей отправляли после работы погулять в новом парке с детьми, но от увиденного горожане довольны не были.
«Парк предлагал танцы под баян, громкое чтение передовиц-газет и разливное пиво.А про детей забыли. Народ писал жалобы в газеты. «На смену!», «Уральский рабочий»в дни открытия парка пестрили лозунгами по типу: «Мы требуем высечь бюрократов, которые не подумали о детях, о простых рабочих.Расстрелять,высечь,уничтожить». Руководство парка сняли,скорее всего».
После чего была проведена работа над ошибками и в 1934 году здесь появились детские аттракционы и лодочная станция. Лодочная станция стала популярным местом у молодежи,здесь юноши катали барышень, признавались в любви. Однако, по подсчетам журналистов на одну лодку приходилось 1 тысяча человек на один аттракцион и вовсе 10 тысяч человек,то есть граждане приезжали в парк, чтобы «постоять в очередях». Конечно, же граждане были крайне не довольны, поэтому новое руководство снова уволили.
Только к 1935 году парк стал более или менее приличным. Здесь появилось много аттракционов, лодок, пляж, ларьки с прохладительными напитками, а также больше зелени и музыки.
«Нужно понимать, что для нас сейчас, если мы устали от города, то мы сели и уехали за город, а в то время это невозможно, поскольку не было общественного транспорта, не говоря уже о частном. Люди живут в индустриальном городе, где много заводов и практически нет никакой зелени, и этот парк стал единственным местом контакта человека с природой», − указал Рабинович.
Долгое время у парка не было полноценного названия. Эталонный московский парк нарекли в честь Максима Горького, Пушкин и Лермонтов также уже именуют объекты в других городах. Власти стали выбирать из местных и вспомнили про Маяковского, который приезжал выступать в Свердловск в 1928 году, а также посвятил городу четыре стихотворения. В итоге в 1940 году парк получил его имя.
Отдых для всех
Часто говорят, что парк Маяковского изначально был придуман в стиле конструктивизма,однако историки считают, что проект разработан в стиле функционализма, поскольку объект разбит на более 20 секторов. В одном отдых для пенсионеров, в другом пионерские мероприятия, третий для спорта, четвертый для политподготовки и так далее. То есть, любой человек мог найти интересное для себя место для отдыха и времяпрепровождения.
В 1935 году было принято решение очередного благоустройства уже в стиле так называемой сталинской неоклассики. В результате него, в парке появились огромные аллеи от центрального входа, убрали все функциональные зоны. Аллеи продуманы таким образом,что любой человек в парке не сможет спрятаться и всегда на виду.
С того же года в главном месте отдыха свердловских горожан появляется определённый дресс-код, поэтому на прогулку в ЦПКиО люди приходят в нарядных платьях, шляпках. Таким образом, парк становится местом, где красивые люди красиво отдыхают. Также место, можно сказать, становится главным эротическим пространством города из-за скульптуры «Девушка с веслом».
«Первую скульптуру поставили в парке Горького в Москве. Это была обнаженная девушка, которая вышла из воды, и из того, что только прикрывает ее наготу, — это только весло. Все подростки Москвы сбегались в парк, чтобы только посмотреть на нее», — пояснил экскурсовод.
Скульптура простояла недолго, после чего ее «сослали» в парк Луганска. Также был второй вариант, где девушка с веслом как- бы только вышла из воды в мокром купальнике, соответственно. Скульптура также простояла недолго. Третий вариант можно наблюдать сегодня в Парке Маяковского.
Парк становится и местом для флирта и знакомств для создания будущих семей. Параллельно здесь царит культ Сталина. У входа стоит скульптура вождя народов со свернутой в трубочку газетой, который смотрит вдаль (возможно на «Девушку с веслом»), скульптура Сталина и Ленина, сидящих на скамейке и самый любимый вариант — лик Сталина, выложенный из цветов. Рабочий день сотрудника, отвечающего за последнюю скульптуру,начинался в 4 утра.
Что очень важно, именно с 1935 года свердловский гражданин может отдыхать как хочет: кто-то пьет, кто-то танцует, кто-то уходит отдыхать с детьми в лесу, и никто никого не контролирует, несмотря на режим тех лет.