26 января – ИА SM.News. Брифинг состоял из двух частей. Так сказать, практической в гараже и теоретической в чистом кабинете Гортранса. Журналистов собрали на одной из площадок предприятия, на Челюскинцев, 35. Встречал прессу директор филиала «Автобусные перевозки» Гортранса Виктор Табаков. Свой рассказ он начал с похвалы новых автобусов на газовом топливе.

Техника, закупленная в предыдущей партии, зарекомендовала себя, мягко говоря, печально. Из-за конструктивной недоработки выхлопная труба сильно перегревалась и буквально прожигала прилегающий к ней пластик крыши, из-за чего автобус вспыхивал как факел. Производитель исправлять этот дефект, по словам Табакова, отказался, но специалисты Гортранса справились своими силами. Новая техника поставляется уже доработанная.

Разговор перешел в плоскость городской среды. Что же мешает решить проблему транспортных пробок с помощью общественного транспорта? На этот вопрос последовал печальный ответ. Автобусы чаще ходить не будут, потому что дополнительной техники нет. На сегодняшний день екатеринбургский Гортранс располагает 278 автобусами на газовом топливе и 220 дизельными, 40% из которых нуждаются в капремонте, они не на ходу. То есть примерно шестая часть автобусного парка неисправна. Починка одного автобусного двигателя обойдется примерно в 500 тысяч рублей, а всего на восстановление автопарка Гортрансу требуется около 150 миллионов, уточнил Табаков.

В разговоре с корреспондентом SM.News он признался, что ситуация не так уж и катастрофична. Гортранс не испытывает дефицита в технике по причине нехватки водителей и кондукторов. То есть если даже и починить сломанные автобусы, на них попросту будет некому ездить.

Позже, на брифинге, Табаков и главный инженер предприятия Михаил Щипанов развернули этот тезис. Если в 90-е профессия водителя автобуса и кондуктора считалась вполне конкурентной, то сейчас люди попросту бегут с предприятия. Гортранс испытывает жесточайший дефицит кадров: открыто почти 600 вакансий водителей и свыше тысячи — кондукторов.

Люди предпочитают развозить пиццу, ведь там они получают больше денег. Средняя зарплата водителя в Гортрансе составляет 35 тысяч рублей, а кондуктора — 30 тысяч. Средний возраст работающих на предприятии водителей — 48 лет. Сотрудника младше сорока уже не найти. Средний возраст кондукторов приближается к 70 годам. Ремонтники, в среднем, находятся в предпенсионном возрасте.

Казалось бы, грядущее увеличение стоимости проезда даст Гортрансу дополнительные средства, которые можно будет пустить на зарплатный фонд, но нет. Эта мера носит косметический характер.

Дело в том, что себестоимость проезда в 2021 году составляла 38 рублей. То есть ЕМУП как был, условно говоря, дотационным предприятием (оно финансируется из бюджета Екатеринбурга по муниципальному контракту), так им и останется. Сейчас его долг, по словам Щипанова, составляет около 594 миллионов рублей.

А тем временем проблема не только в технике и людях: ветшают, к примеру, трамвайные пути, ремонт одного километра которых обойдется в десятки миллионов рублей. Сейчас в уральской столице необходимо починить уже около 40 километров путей. Трамваи по таким участкам вынуждены ездить со скоростью всего 10 километров в час. Быстрее уже опасно.

Таким образом, пассажиры, оплачивая подорожавший проезд, грубо говоря, возместят городскому бюджету толику затрат на содержание общественного транспорта. О решении накопившихся проблем и речи не идет.

Нельзя сказать, что транспортники не пытаются изыскать резервы и оптимизировать затраты — еще как пытаются. К примеру, столовая Гортранса отдана в аренду коммерческому предприятию, сняты с баланса непрофильные активы типа детского лагеря и так далее.

А не так давно ЕМУП запустил эксперимент: по маршрутам №25, 50 и 59 стали ходить автобусы с валидаторами, без кондукторов. То есть кондукторы там уже не нужны. Но выяснилось, что безналичным расчетом пользуются только 40% пассажиров. Остальные платят наличными. В идеале они могли бы оплатить проезд и водителю, но многие предпочитают дождаться контролеров. А не дождавшись, выходят из автобуса. Таким образом, пока что эксперимент вместо прибыли приносит около 20% убытков.

Возможно, ситуацию спасло бы радикальное повышение проезда до 50 рублей, предположил Щипанов. «Но это цифра с потолка, расчетов мы не проводили», — уточнил он. Но тогда многие пассажиры откажутся ездить на общественном транспорте. Ведь купить подержанный Nissan с рук за 80 тысяч рублей покажется уже разумной идеей.