26 апреля – ИА SM.News. Из-за возникших трудностей руководство предприятия приняло решение перенести производство «Урала» в Казахстан – теперь знаменитые мотоциклы будут собирать на территории Петропавловска.

Несмотря на то, что завод в Ирбите продолжит свою работу (на старом заводе планируется производить элементы корпуса для мотоциклов: рамы, стекла и так далее), сам факт переезда «Урала» в Северо-Казахстанскую область не может не расстраивать жителей региона.

Однако нанесет ли переезд «Урала» за границу реальный урон Свердловской области? Как скажется переезд производства в соседнюю страну на нашем регионе? ИА SM-News попробовало разобраться, стоит ли уральцам переживать об уходе мотоциклов «Урал».

История «Урала»

Изначально мотоциклы, выпускаемые на Ирбитском мотоциклетном заводе с 1930-х годов, использовались исключительно для военных целей. За основу первого прототипа М-72 советские специалисты взяли немецкий мотоцикл BMW R-71.

В годы Великой Отечественной войны мотоциклы собирались в Москве, а компоненты поставлялись с заводов со всей страны. Уже тогда коляска стала неотъемлемой частью М-72: она не только добавляла устойчивости на разбитых военных дорогах, но также позволяла вести огонь на ходу.

Зимой 1942 года из-за угрозы захвата Москвы немецкими войсками производство мотоциклов было перенесено в Ирбит. Днем рождения мотоциклов «Урал» можно считать 25 февраля 1942 года – тогда на Ирбитском автоприцепном заводе была произведена первая партия уральских М-72: почти 10 000 мотоциклов были отправлены на фронт.

После войны на заводе в Ирбите началась модернизация, которая затронула и мотоциклы: на протяжении десятилетий инженеры придумывали, как улучшить характеристики мотоциклов. Уже в 50-х годах мотоциклы перестали быть исключительно военной техникой, что также сыграло роль в развитии технологий – специалисты больше не отталкивались от сугубо военного назначения, пытаясь сделать мотоцикл «для людей».

Появление бренда «Урал» произошло в 1961 году, когда с конвейера сошел первый мотоцикл М-62.

«Урал» за границей

Уже в 1950-х годах СССР начинает экспортировать мотоциклы «Урал» в развивающиеся страны и государства Восточной Европы. Классический мотоцикл «Урал» – это модель M-63, которая производилась в 1963–1971 годах. Именно таким запомнили этот мотоцикл в СССР и ближнем зарубежье.

В конце 1990-х – начале 2000-х приватизированный Ирбитский мотоциклетный завод переходил из рук в руки и в конце концов был признан банкротом. В 2000 году производство не выпустило ни одного нового мотоцикла, а в цехах было отключено отопление и электричество.

Ситуацию спасли бывшие менеджеры завода: Вадим Тряпичкин, Илья Хаит, Дмитрий Лебединский и Владимир Юдин выкупили ИМЗ и начали реанимировать производство.

Одним из ключевых решений было переключение на экспорт «Уралов». Благодаря талантливому менеджменту и образу «военного русского» мотоцикла «Урал» стал очень популярен на Западе. За 2021 год во всем мире были куплены 2400 мотоциклов «Урал», среди которых лишь 70 – в России.

Российские мотоциклы заняли свою нишу на западе, но являются ли они российскими? Если разобрать сегодняшний «Урал» на составляющие, то мы получим итальянские тормоза Brembo, немецкие шины Heidenau, японский аккумулятор Yuasa, шведские подшипники SKF и так далее. Уральского в «Урале» только металл и знаменитый бренд, которого мы сейчас и лишаемся.

«Урал» больше не уральский

Уход «Урала» из Ирбита и переезд в Казахстан наносит, в первую очередь, репутационный урон нашему краю. Знаменитые мотоциклы были на слуху у всего мира, и теперь их связь с Уральским регионом может исчезнуть.

«Безусловно, это имиджевый укол для нашего региона. Но законы рынка диктуют свои правила», – считает профессор кафедры политических наук УрФУ, директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолий Гагарин.

Теперь в России не осталось самого знаменитого бренда мотоциклов, который был синонимом российского мотоциклетного производства. С другой стороны, можно ли считать сегодняшний «Урал» российским мотоциклом? Будучи полностью «начиненным» западными технологиями, единственное, что оставалось нашего в «Урале» – это паразитирование на образе мотоцикла, победившего в войне. Бренд, существующий за счет славного военного прошлого и полностью зависящий от иностранных технологий, не смог пережить западные санкции.

Может быть, история мотоциклов «Урал» кому-то даст понять, что если паразитировать на своем прошлом, ничего не предлагая взамен, то скорый «переезд в Казахстан» неизбежен.