Екатеринбург
Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Белгород
Брянск
Владимир
Воронеж
Иваново
Калуга
Кострома
Курск
Липецк
Москва
Московская область
Орел
Рязань
Смоленск
Тамбов
Тверь
Тула
Ярославль
Северо-Западный федеральный округ
Архангельск
Великий Новгород
Вологда
Калининград
Ленинградская область
Мурманск
Петрозаводск
Псков
Санкт-Петербург
Сыктывкар
Южный федеральный округ
Астрахань
Волгоград
Краснодар
Крым/Севастополь
Майкоп
Ростов-на-Дону
Элиста
Северо-Кавказский федеральный округ
Владикавказ
Грозный
Дагестан
Магас
Нальчик
Ставрополь
Черкесск
Приволжский федеральный округ
Ижевск
Йошкар-Ола
Казань
Киров
Нижний Новгород
Оренбург
Пенза
Пермь
Самара
Саранск
Саратов
Ульяновск
Уфа
Чебоксары
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
Югра
ЯНАО
Сибирский федеральный округ
Абакан
Горно-Алтайск
Иркутск
Кемерово
Красноярск
Кызыл
Новосибирск
Омск
Томск
Дальневосточный федеральный округ
Анадырь
Благовещенск
Владивосток
Магадан
Петропавловск-Камчатский
Улан-Удэ
Хабаровск
Чита
Южно-Сахалинск
Якутск
Сортировка
Поиск
Подписывайтесь на Дзен.Новости
#Аналитика Читать 3 мин.

С окончанием избирательной кампании большинство острых тем, поддерживающих градус напряженности, резко снизился. Но несколько недель назад введение ограничений, QR-кодов для посещения публичных мест, в частности, магазинов и торгово-развлекательных центров, подбросило дров в костер общественных протестов. Борцы с QR-кодами идут на улицы, в суды и даже прокуратуру, а власть отвечает публичной демонстрацией своих сертификатов о вакцине. Редакция SM.NEWS разбиралась, почему протест не утихает и что нужно сделать, чтобы понизить градус напряжения.

Смогут ли власти справиться с антиковидным протестом

со страницы Ивана Волкова
#Аналитика

Фото: со страницы Ивана Волкова

С окончанием избирательной кампании большинство острых тем, поддерживающих градус напряженности, резко снизился. Но несколько недель назад введение ограничений, QR-кодов для посещения публичных мест, в частности, магазинов и торгово-развлекательных центров, подбросило дров в костер общественных протестов. Борцы с QR-кодами идут на улицы, в суды и даже прокуратуру, а власть отвечает публичной демонстрацией своих сертификатов о вакцине. Редакция SM.NEWS разбиралась, почему протест не утихает и что нужно сделать, чтобы понизить градус напряжения.
со страницы Ивана Волкова #Аналитика

Фото: со страницы Ивана Волкова

Смогут ли власти справиться с антиковидным протестом

22 ноября – ИА SM.News Екатеринбург. Сегодня в Екатеринбурге полтора десятка женщин явились в областную прокуратуру, чтобы надзорный орган дал оценку действиям властей по введению QR-кодов. При этом представительницы движения «родительский контроль» весьма шумно и в агрессивной форме возмущались ограничениями, которые были введены в регионе и препятствуют, в частности посещению детьми школ. Постановка вопроса, кстати, довольно странная, так как у детей не спрашивают QR-коды, а с сегодняшнего дня в школах отменен дистант. Тем не менее родители были очень обеспокоены и требовали, чтобы прокуратура проверила законность указа губернатора, который ввел соответствующие ограничения. В надзорном органе пообещали к завтрашнему дню сформулировать письменно позицию прокуратуры и продолжить дискуссию с визитерами.

Это далеко не единственное проявление возмущения по поводу введения QR-кодов в регионе. Не далее как в прошлую пятницу в Свердловском областном суде проходило заседание, посвященное рассмотрению иска от юриста Ивана Волкова, который требовал признать указ губернатора о введении ограничений незаконным. Подогревая эту историю, Волков через соцсети активно рассказывал о процессе и даже выложил ответ от лица губернатора, в котором руководитель региона объясняет, почему поправки в указ были законными и легитимными.

«Конституционный Суд Российской Федерации указывает, что необходимость защиты жизни и здоровья граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций или угрозе их возникновения и осуществлении мер по борьбе с эпидемиями и ликвидацией их последствий – учитывая, что жизнь человека является высшей конституционной ценностью, без которой реализация гражданских, экономических, социальных и иных прав становится во многом бессмысленна – предполагает принятие таких правовых актов, которые не исключают возможности ограничения прав и свобод человека, в том числе и свободы передвижения, но только в той мере, в какой это соответствует поставленным целям при соблюдении требований соразмерности и пропорциональности (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации)», – говорится в документе.

В ответе губернатора подробно объясняется, с какой целью и какие меры были приняты и почему они не противоречат Конституции и являются необходимым условием для стабилизации ситуации с COVID-19.

«Таким образом, правила поведения и ограничения, установленные Указом Губернатора Свердловской области № 100-УГ, приняты в рамках законодательства Российской Федерации и законодательства Свердловской области, являются соразмерными текущей санитарно-эпидемиологической обстановке на территории Свердловской области, носят временный характер и не имеют своей целью нарушать установленные законодательством права и свободы жителей Свердловской области, а направлены на стабилизацию в Свердловской области санитарно-эпидемиологической обстановки, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», – резюмируется в тексте документа.

Заседание длилось до самого вечера, и иск Ивана Волкова был отклонен, а причин признать указ губернатора незаконным и нарушающим Конституцию суд не нашел.

«У нас структура такая: есть главный санитарный врач, он возглавляет Роспотребнадзор. На территории Свердловской области есть свой главный санэпидврач, он же возглавляет региональный Роспотребнадзор. Они издают нормативные акты, по которым рекомендуют что-то сделать. После этого губернатор на основании их рекомендаций выдает какие-то требования, которые зачастую непонятно как применять. Волков оспаривает изменения в указ губернатора, принятые на основании рекомендаций главного санэпидврача. Доводы у него связаны с Конституцией, но если у нас есть рекомендации санэпидврача, есть указ губернатора, принятый на основании этих рекомендаций, то какие права Ивана Волкова нарушены?» – недоумевает адвокат Иван Кадочников.

Интересно, что судебное заседание предваряли митинги, которые проходили на протяжении недели или чуть больше в разных местах. Их сложно назвать масштабными, но для картинки в СМИ и социальных сетях было вполне достаточно.

«Митинги проводятся численностью примерно 50 человек. Если брать в масштабах города и его 2 млн жителей, это меньше статистической погрешности. Городских сумасшедших у нас – 15-20 человек, все что больше – это организовано специально. Если это не городские сумасшедшие, значит, это чья-то спланированная акция», – уверен Кадочников.

По словам собеседника SM.NEWS, недовольных вакцинацией не так много – это преимущественно представители среднего класса и часть чиновников. В остальном, все, кто хотел или нуждался по работе, давно сделали вакцинацию.

Впрочем, есть и другая сторона медали. По мнению политолога Анатолия Гагарина, возмущение происходит не только из-за введения ограничений как механизма упорядочивания потоков, связанных с посещением публичных мест, но и из-за половинчатости мер, их непоследовательности и отсутствия системности. В качестве примера Гагарин приводит проверку QR-кодов в общественном транспорте – этого не происходит, и автобусы и трамваи наполнены людьми без масок, без соблюдения социальной дистанции и любых других мер. Впрочем, мы видим, что происходит в том же Татарстане, где проверки в транспорте привели к коллапсу и кратному росту тарифов на такси.

«Говорить о том, что кто-то это специально организует, я бы не стал, хотя это объективное недовольство, которое возникает как объективный протест. Это стихийное недовольство, которое возникает в качестве реакции на эти некомфортные условия. Есть постоянные участники протестных движений, которые пытаются примкнуть к этому стихийному недовольству, канализировать этот протест в какие-то формы, получить определенные политические очки и все, что они пытаются получить в качестве лидеров народных масс. На этом основано то противостояние, которое было организовано КПРФ, лидеры этой партии уловили протест, постарались его возглавить и получить политические дивиденды. В локальной ситуации это возможно, этим пользуются некоторые политические деятели, которые хотят возглавить этот протест», – отмечает директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолий Гагарин.

Эксперт уверен, что власти не могут игнорировать это беспокойство людей и предпринимать шаги, которые бы снизили тревожность и сделали всю систему вакцинации прозрачнее. В принципе, проявлением такого ответа стал пост губернатора Евгения Куйвашева в Instagram, в котором он выложил собственный QR-код.

«Я прививался дважды, и, когда придет время, привьюсь в третий раз. Чего и вам желаю. А чтобы не было сомнений, показываю вам свой QR-код», – подписал он.

Далее примеру главы региона последовали многие чиновники и депутаты, которые через свои соцсети стали выкладывать QR-коды. Авторы телеграм-каналов решили даже потестировать, смогут ли они по губернаторскому QR-коду пройти в торговые центры, и у некоторых опыт завершился успешно.

«Действия властей должны быть направлены на максимальное снижение дискомфортности, но для этого необходимо чтобы электронные базы данных работали без сбоев, как это было на Госуслугах, когда обнулили коды, должна быть безрисковая ситуация, система, которая давала бы постоянно возможность получать ту услугу, которую люди намерены получить. С другой стороны, людям необходима открытость для понимания ситуации, в том числе это и демонстрация того, что представители власти также вакцинируются, как все остальные», – резюмирует Гагарин.

«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.

Отправьте сообщение об ошибке, мы исправим

Отправить