ЕкатеринбургСр, 24 Апреля 2024
Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Петрозаводск
Архангельск
Великий Новгород
Ленинградская область
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Запорожье
Херсон
Донецк
Луганск
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Грозный
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Казань
Ульяновск
Саратов
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
ЯНАО
Югра
Сибирский федеральный округ
Иркутск
Томск
Омск
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирск
Абакан
Дальневосточный федеральный округ
Улан-Удэ
Чита
Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Анадырь
Хабаровск
Спецоперация России
#Интервью

"Правда, ложь и "страусиная политика"

Александр Хаминский о том, как учителю избежать обвинения со стороны учеников

#Интервью
"Правда, ложь и "страусиная политика"
#Интервью
Александр Хаминский о том, как учителю избежать обвинения со стороны учеников

Последние несколько лет особо остро стоит проблема буллинга над школьными учителями. Директора не редко слышат недовольство родителей в сторону учителя — не так оделась, не так учит, а этот вообще некомпетентный. Не единичные случаи, когда родитель школьника обращается в полицию с заявлением о сексуальном домогательстве по отношению к ребенку, зачастую ребенок, исходя не из самых лучших побуждений, оговаривает, выдумывает и приукрашивает реальность. Позже выясняется, что учитель поставил двойку, отчитал при одноклассниках, выгнал с уроков — это то, что вынуждает ребенка сказать о своем учителе не самые лучшие вещи. «Виновников» оправдывают. Оправдывают потому, что они не совершали никаких противоправных действий. За таких беззащитных учителей заступаются сами ученики, родители, школьное руководство, будучи уверенными, что преподаватель такого не совершал. «Защитники» организовывают митинги, пикеты, привлекают социальные сети. В вопросе о том, что служит точкой невозврата и почему дети клевещут на своих учителей, помог разобраться руководитель научно-диагностического центра клинической психиатрии и центра правопорядка в Москве и Московской области Александр Хаминский .

— Обвинения в сторону педагогов обоснованы или чаще это детская фантазия? С чем могу быть связаны ложные обвинения?

— Исходя из нашей практики, текущая информационная среда такова, что позволяет подросткам самим придумывать и моделировать различные ситуации. Более того, сегодняшние произведения культуры будь то фильмы, сериалы, те же посты в социальных сетях, которые направлены на привлечение внимания детей, подростков, культивируют такие подходы, рассказывают методы, приемы, которые как могут существовать, так и могут быть выдуманы. Поэтому если мы говорим о том, что со стороны учителей имеет место то или иное домогательство в отношении школьников, то в основном речь идет о надуманных и вымышленных историях.

Вместе с тем, следует понимать, что нынешняя форма одежды, в которой приходят молодые люди в учебные заведения, несет очень приличный налет сексуальности. Учителя, глядя на таких девушек и юношей, у которых уже сформированы все гендерные признаки, невольно задерживают взгляд. Такие взгляды могут расцениваться, либо фиксироваться, а потом обсуждаться молодыми людьми с точки зрения было это попыткой домогательства или не было.

Лет 5 назад в нашем центре клинической психиатрии проводили эксперимент: мы опрашивали мужчин в возрасте от 30 до 70 лет. Были подготовлены вопросы касательно потенциальных партнерш, были подобраны фотографии женщин разного возраста и разной привлекательности. Мы исходили из стандартных принципов привлекательности и сексуальности, то есть не вдавались в подробности относительно интересов каждого из них. Например, 70-летнему пациенту мы показываем три фотографии — две фотографии женщин 55-65 лет и одна 30-летняя. Он выбрал женщину среднего возраста, не самую молодую и не самую взрослую. После этого мы показываем следующие три фотографии, где так же изображены женщины трех разных возрастов, но еще младше, чем первые. Именно таким образом мы шли до такого, что на четвертом, либо пятом туре каждый испытуемый указывал пальцем на девушку, которая значительно младше, чем он. При внимательном рассмотрении у испытуемых возникали вопросы, а совершеннолетняя ли она или нет.

Если в условиях реальной жизни вместо фотографий перед людьми ставят живых людей, которые еще имели бы намерения подавать некие знаки внимания, свидетельствующие о желании флирта, то поверьте мне, спровоцировать можно любую ситуацию. Другое дело, что преподаватели в основном люди очень ответственные и в этом вопросе осторожны, предупредительны. Они бы не пошли дальше какой-то черты, но довести до заинтересованности таким информационно-психологическим воздействием с добавлением неких визуальных элементов, конечно, можно.

Информационное пространство у нас широкое, ты начинаешь делать определенные сбросы, включая направления жалоб в территориальные органы по управлению системой образования. Когда какая-то информация доходит до родителей, они почти всегда, не разбираясь в подробностях, занимают позицию своего ребенка, не оценивая, есть ли что-то на самом деле или нет.

— Приходилось ли в Вашей практике сталкиваться с подобными случаями?

— Разбирая юридическую практику, приходилось. Ко мне приходили из защиты прав и интересов ребенка и родители. Мы проводили серьезные исследования ситуации, включая изучение открытой части переписок в социальных сетях, когда подростки комментировали под постами своих одноклассников, друзей. Мы пришли к выводу, что речь шла по их мнению о безобидной шутке, а фактически речь шла о дискредитации и о провокации в отношении преподавателя, на которую он не поддался. Потом были вырваны из контекста фотографии и скриншоты переписки. Но удалось разобраться. Мы убедили родителей. Для них это было большое откровение.

— Как влияют на ребенка такие новомодные течения, как феминизм, ЛГБТ, могут ли они подтолкнуть ребенка, чтобы оклеветать преподавателя?

— К сожалению, все эти течения воспринимаются сегодня как тренды, а несовершеннолетние, впрочем как и все остальные, стараются быть в самом тренде и в ногу со временем. А если до таких течений они не доросли, то есть такие направления, как Е-бой, когда дети строят из себя аниме. Заявляется, что ни идеологической, ни сексуальной платформы под этими течениями нет. А если изучить их посты в социальных сетях, мы можем сделать очень много открытий на этот счет. Они бессознательно совершают действия, которые в дальнейшем подтолкнут к одному, либо другому неформальному течению с более серьезной проблематикой, некоторые могут повлечь за собой серьезные последствия. В этом возрасте увлечение подобными трендами очень плохо сказывается как на процессе учебы, так и на взаимоотношениях с родителями, близкими. Им хочется устроить бунт, им кажется, что они освоили что-то новое и справиться с такими подростками становится уже невозможным ни в семье, ни в школе, ни в органах опеки. Это огромная проблема, потому что может подрастать большой пласт людей, которым нужно не быть, а казаться.

— Вспоминая случай, когда молодая девушка — учитель выставила в социальные сети фотографии в закрытом купальнике или нижнетагильский учитель проспал школьную линейку 1 сентября, после чего их уволили. Насколько адекватна такая реакция со стороны школьного руководства и можно ли понять негодование родителей школьников?

— Я бы разбирался в каждом случае отдельно. Я считаю, что это страусиная политика — голова в песок, надо быстро, не разобравшись уволить педагога, чтобы не получить самим по шапке. Это позиция школьного руководства окружного, территориального отдела образования.

— Нужно ли вводить в школьную программу какие-то воспитательно-нравственные, сексуально-воспитательные программы? Чему могут способствовать такие программы?

— У нас такие программы постоянно вводятся, модернизируются, изменяются. К сожалению, такие программы формируются в рамках работы аппарата чиновников. Здесь необходимо привлекать психологов, психиатров, психотерапевтов, педиатров, специалистов по общественной безопасности, нужно создавать межведомственные рабочие группы и включать туда людей не по назначению, а из увлеченности этих специалистов процессами, которые необходимо реализовать. Такие программы должны оказаться в школьном расписании еще до того, как школьники обратят внимание на неформальные течения. Они должны иметь определенную подготовку, в том числе, чтобы верно оценивать те тренды, в которые хотят их вовлечь.

— Что делать учителю, если ребенок ни с того ни с сего начал обвинять его в противоправных действиях, которых он не совершал?

— Я думаю, что в такой ситуации преподаватель должен обратиться в администрацию школы, попросить организовать встречу с участием директора школы, завуча по воспитательной работе, самого преподавателя, родителей и ребенка. Я бы еще обратился в органы попечительства и территориальные подразделения органов внутренних дел, есть отдел, который занимается проблемами несовершеннолетних, то, что раньше называлось детской комнатой милиции. Если мы говорим о уголовно наказуемых последствиях, то необходимо привлекать правоохранителей, и попытаться на входе купировать эту ситуацию, чтобы она получила правильное развитие и были даны верные оценки.

«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.