13 сентября – ИА SM.News. Этим летом в Екатеринбурге появилось более двух десятков картин – от огромных муралов, до небольших арт-объектов и это начинание всячески поддерживает региональный минкульт. Министр культуры Светлана Учайкина высоко оценила результат трудов художников, принимающих участие в фестивале в этом году и пообещала поддерживать мероприятие и дальше. Более того, не исключила возможность интеграцию фестиваля в празднования 300-летия крупнейших уральских городов – Нижнего Тагила в 2022 и Екатеринбурга в 2023 году.

«Город приобретает свой особый вид, и жители не могут это не отмечать. Эти работы придают неповторимый облик нашему городу. Это невозможно не заметить и не оценить», – подчеркнула она.

Организатор фестиваля Анна Клец уточнила позже, что пока активно Нижний Тагил не рассматривали с этой точки зрения, но перспектива там может быть вполне интересной. На сегодняшний день еще не закончен текущий фестиваль – ему и был посвящен пресс-тур.

Первой работой стал проект аргентинского художника Элиана Чали на стене УрГЭУ-СИНХа. Для многих он непонятен в силу использования визуальных абстракций, однако его стиль позволяет буквально взломать структуру сложных поверхностей и поверить в оптическую иллюзию, как это произошло с фасадом экономического университета.

«Элиан Чали – известнейший художник, мы не один год пытались его привезти в Екатеринбург. Это удалось, но было очень непросто – привезти человека из Аргентины это как купить квартиру в Екатеринбурге», – рассказала Анна Клец.

Отвечая на уточняющий вопрос SM.NEWS о стоимости проведения фестиваля, она не смогла дать точный ответ, но заверила, что все финансовые вопросы на себя взяли спонсоры и партнеры Стенограффии.

В целом, уровень участников очень разный – есть и те, кто впервые начал создавать уличные объекты, есть признанные мастера, как Чали. Например, Танели Стейнберг из Хельсинки был вообще не знаком организаторам, но очень хотел поучаствовать в проекте. Для этого ему пришлось завести аккаунт в Вконтакте и отправить заявку в Екатеринбург. Ему дали возможность создать мурал, что он и сделал, изобразив лисичку, которая моментально облетела соцсети. При этом, сюжет картины ему навеяла русская поговорка «Близок локоть, а не укусишь».

Следующая остановка – на углу Ленина и Сакко и Ванцетти, где на будке во дворе расположился шикарный дракон. Картина еще не готова, но уже выглядит впечатляюще. Эта картина – репродукция наброска легендарной уральской художницы Евгении Стерлиговой – иллюстрации к «Заповеднику гоблинов» Клиффорда Саймака.

«Стерлигова – наш известнейший художник, иллюстратор. Оказывается, мы все сталкивались с ее творчеством – это и мультик про муми-троллей, иллюстрации к книгам. Нам захотелось отдать дань ее творчеству и сделать такую картину», – рассказала Клец.

Картина не готова, но даже сейчас буквально гипнотизирует и приковывает взгляд. Еще один мурал расположен на стене жилого дома и изображает мустанга – автор назвал ее «Манифестом о свободе и несвободе». Интересно, что поверхность предложили жители дома, которые захотели украсить фасад здания. Философский мурал краснодарского художника Gooze привлекает внимание прохожих. Пожилая женщина, которая шла мимо журналистов попросила организаторов рассказать о художнике, картина которого очень нравится жителям.

«Вот ради этого мы все это и делаем», – добавила Анна Клец.

Впрочем, далеко не все картины несут в себе глубокий смысл – часть произведений – это просто развлечение и желание наполнить пространство яркими красками и формами. Во дворе того же дома, где сияет яркими красками манифест Gooze очень схематично расположился «Праздник» Таисии Спириной. По словам Клец, Таисия обожает динозавров и рисует их на любых поверхностях – на этот раз она изобразила динозавров, которые дудят в трубочки – и никакого тайного смысла – просто праздник у динозавров.

Еще один – абстрактно-развлекательный объект создала Анастасия Шереметьева – вдохновившись творчеством коллег, она сама решила взять в руки кисть и преобразить пространство в одном из дворов на улице Ленина. Несмотря на то, что абстрактная картина – первый опыт художницы, он выполнен очень профессионально и заставляет совсем иначе воспринимать объект с точки зрения нарушения визуального восприятия его геометрической формы. По словам Анны Клец, фестиваль за годы своего существования стал средой, в которой вырастают новые уличные художники – из числа волонтеров, которые до этого никогда не увлекались ни живописью ни стритартом.

Помимо чисто художественных изображений, Стенограффия объединила между собой и разнообразные инсталляции, одной из самых известных стал Health bar на здании в районе Литературного квартала. Шкала здоровья, как рассказал один из авторов инсталляции – отсылает к стилистике компьютерных игр, где шкала здоровья задний и героев парит над ним. В данном случае был реализован подобный эффект парения, а уровень здоровья меняется в зависимости от состояния здания – отпавшая штукатурка или некрасивые граффити убавляют здоровья, восстановление чистоты – увеличивает.

Однако, пожалуй, одним из наиболее незаметных, с точки зрения прохожих, но важных с точки зрения уличного пространства стал проект Анастасии Пищугиной, которая при помощи фигурок, изображающих различных тотемных фигурок, сделанных из алюминиевой проволоки, украсила маленький заборчик в Почтовом переулке – за пару месяцев фестиваля виноградные лозы оплели фигурки и стали уникальным целым и еще более интересным арт-объектом.

Объекты фестиваля уже стали интересными фрагментами города, по которым организаторы водят экскурсии – за несколько недель было проведено 45 экскурсий, на которые пришло более 700 человек.

«В 2010 году, когда мы начинали первый фестиваль, мы назвались, что Екатеринбург – центр уличного искусства, так это и стало на самом деле», – подводит итог Анна Клец.