ЕкатеринбургСб, 20 Апреля 2024
Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Петрозаводск
Архангельск
Великий Новгород
Ленинградская область
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Запорожье
Херсон
Донецк
Луганск
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Грозный
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Казань
Ульяновск
Саратов
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
ЯНАО
Югра
Сибирский федеральный округ
Иркутск
Томск
Омск
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирск
Абакан
Дальневосточный федеральный округ
Улан-Удэ
Чита
Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Анадырь
Хабаровск
Спецоперация России
#Аналитика

«Перестал нести решающее значение»: почему храм Святой Екатерины пропал из повестки

В 1723 году рядом с заводом, который положил начало Екатеринбургу, был построен и Храм Святой Екатерины. В ранние годы советской власти храм был разрушен, а его призрак был одним из ключевых элементов политической повестки столицы Урала в последние 11 лет. Однако, последние полтора года тема храма практически не слышна, а у стороннего наблюдателя складывается ощущение, что тема мягко «заглохла». Так ли это – разбиралось агентство SM.News.

#Аналитика
«Перестал нести решающее значение»: почему храм Святой Екатерины пропал из повестки
#Аналитика
В 1723 году рядом с заводом, который положил начало Екатеринбургу, был построен и Храм Святой Екатерины. В ранние годы советской власти храм был разрушен, а его призрак был одним из ключевых элементов политической повестки столицы Урала в последние 11 лет. Однако, последние полтора года тема храма практически не слышна, а у стороннего наблюдателя складывается ощущение, что тема мягко «заглохла». Так ли это – разбиралось агентство SM.News.

8 июня – ИА SM.News. «Строительство храма – это не про стройку»

Первый раз в постсоветской истории храм появился в повестке весной 2010 года. На прежнем месте в 1998 году была построена часовня Святой Екатерины, и это вполне устраивало и власти и горожан. Сменивший Эдуарда Росселя на посту губернатора Александр Мишарин с легкой руки владыки Викентия заявил, что огромный храм должен быть восстановлен на прежнем месте.

Проект возмутил буквально весь город – от простых горожан до профессионального сообщества и политиков. Причина довольно проста – храм никак не вписывался в архитектурное пространство центра города, кроме того, пришлось бы уничтожить зеленое пространство на площади Труда, в центре которого стоит фонтан «Каменный цветок». Место – популярное среди горожан и уничтожить его они не позволили. Волна общественного протеста и активность депутатов, среди которых был тогда неизвестный широкой публике будущий глава штаба Навального Леонид Волков, поставила крест на идее.

В 2016 году уже губернатор Евгений Куйвашев озвучил идею разместить храм на акватории городского пруда. Концепция долго обсуждалась, но, в конечном итоге, место вновь перенесли – в сквер у театра драмы – напротив областного правительства.

Эта тема уже стала достоянием истории, никому не надо подробно рассказывать о протестах, столкновениях и конфликте, который вышел на уровень президента Владимира Путина, попросившего учесть интересы горожан и прийти к компромиссу. Компромисс был найден в виде общегородского голосования за место, куда можно поставить храм. 13 октября 2019 года состоялось голосование, на которое пришло более 97 тысяч горожан. Большая их часть выбрала площадку бывшего Приборостроительного завода на улице Горького возле набережной городского пруда.

И вот, прошло уже полтора года, за которые не были начаты никакие строительные работы, не был представлен проект и, судя по всему, 300-летие Екатеринбург уже совершенно точно встретит не только без второй линии метрополитена, но и без храма в честь своей покровительницы.

«Мне кажется, что само событие (противостояние вокруг храма, – прим. ред.) весьма показательно и с точки зрения интереса к нему, и с точки зрения реакции общества и власти. С другой стороны, я думаю, что оно в большей степени имеет некие если не политические мотивы, то, во всяком случае, непрагматические. Это не про стройку, это про что-то другое. Это про интересы влияния в городе, интересы, которые простираются дальше, чем строительство самого здания. И в этом смысле, это мое предположение, поскольку я просто наблюдатель со стороны, мне кажется, что изменился расклад каких-то внутренних сил и этот фактор (строительство храма, – прим. ред.) не стал столь важным и решающим, каким он был несколько лет назад. То есть в самом городе произошли какие-то процессы, которые я бы охарактеризовал как оздоровление», – прокомментировал ситуацию член-корреспондент Международной академии архитектуры отделение в Москве (МААМ), эксперт Союза архитекторов России в области градостроительства и территориального планирования, профессор Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Дмитрий Наринский.

Приоритеты изменились

Примерно в том же ключе об этой истории вспоминают и участники пресловутой «СКВЕРной истории».

«Думаю, причин несколько. Экономическая – «медники» по итогам прошлого года заметно просели, им сейчас не до храмов. Политические – сейчас не с руки будоражить горожан, выборы и вообще есть общая нестабильность. Имущественные – здание завода у УГМК, а холдинг сейчас переживает передел собственности между главными акционерами. Инфраструктурные – ну слишком это трудно, впихнуть такую махину в плотно застроенную историческую среду», – прокомментировал «SM.News» исследователь города Дмитрий Москвин.

Разберем каждый из этих факторов. Если говорить об имущественных причинах, то тут движение есть, но не так быстро, как хотелось бы. Здание Приборостроительного завода – довольно большой комплекс зданий, который на момент голосования принадлежал частично УГМК, частично «Альфа-банку». В конце 2020 года в некоторых СМИ промелькнула информация о том, что с банком ситуацию урегулировали. В конце апреля портал E1.RU написал о том, что «Русская медная компания» выкупила бизнес-центр «Сенат» на набережной городского пруда, чтобы туда могли переехать офисы из Приборостроительного завода. Таким образом, спустя полтора года лоббистам храма удалось лишь уладить имущественные вопросы.

Напомним, что ни одна из компаний напрямую не является застройщиком или автором проекта – всеми организационными вопросами занимается учрежденное ООО «Фонд Святой Екатерины». Изначально основными участниками фонда были УГМК и РМК, а так же ООО «Сима-ленд» Андрея Симановского. Однако сейчас, в отчетах о деятельности фонда упоминается гораздо больше лиц, например, собственник «Трубной металлургической компании» Дмитрий Пумпянский.

Тем не менее, экономические проблемы действительно есть. По данным Seldon.Basis чистая прибыль РМК в 2019 году была 6,1 млрд рублей, по итогам 2020 чистый убыток составил 7,6 млрд при росте выручки на 56%. В отчете компании говорится о сокращении на порядок с почти 7 млрд до 565 млн «прочих доходов», а вот «прочие расходы», напротив, выросли с 1,5 млрд до 15,4 млрд рублей. У УГМК ситуация лучше – если с 2017 года, когда чистая прибыль была более 13 млрд рублей, этот показатель постоянно падал до 2019 года, то в 2020 году вырос до 2,1 млрд рублей, а выручка утроилась. Убытками закончились последние два года и для ООО «Сима-ленд».

В то же время абсолютно не стоит упрекать «Фонд Святой Екатерины» в бездействии. В отчете организации за 2019 год говорится о работах по восстановлению храмов в Верхотурье и некоторых других направлениях деятельности. В отчете за 2020 год основное внимание, что не удивительно, акцентируется на проблемах, связанных с пандемией коронавирусной инфекции. Вкратце, фонд в огромных количествах закупал средства индивидуальной защиты для медиков, передал в дар десятки автомобилей для станции «скорой помощи» в Екатеринбурге, автомобили для больниц в муниципалитетах области, закупал оборудование и помогал в реконструкциях некоторых больниц. Словом, организации было чем заняться. Запрос же SM.News о судьбе храма Святой Екатерины директор фонда Александр Андреев оставил без ответа.

Фактор реформирования УГМК тоже является важным в свете всей этой истории. В конце прошлого года СМИ обсуждали начавшуюся систему реорганизации уральского холдинга. Основной акционер Искандар Махмудов привел в структуру своего 33-летнего сына, создав под него особый пост директора по трансформации УГМК. Согласно основной версии, у Махмудова и Козицына сформировались разные взгляды на развитие бизнеса. Если Махмудов выступает за развитие профильных, то есть промышленных активов, то Козицын активно развивает непрофильные направления – девелопмент, сельское хозяйство и, в том числе, участие в строительстве храма. Как писал УралПолит.Ru, именно выбор площадки на Приборостроительный завод стал последней каплей в отношениях собственников. Если эта информация соответствует действительности, то можно сказать, что храм не только перессорил между собой общество, политиков и епархию, но и стал причиной трансформации одной из крупнейших промышленных бизнес-империй.

«Нужно следовать принятому решению»

И, наконец, политический фактор. Время от времени в кулуарах появляются версии о том, что из Москвы по-прежнему держат вопрос на контроле и не рекомендуют особо «разжигать» тему, тем более накануне парламентских выборов и подготовки к Универсиаде 2023 года. Впрочем, к этому варианту развития событий относятся скептически.

«Не столько играет роль политическая выборная повестка, сколько подготовительная работа. Мне кажется, если все подготовить правильно, не будет такого противостояния. Думаю, что этим все и занимаются – проработкой всех этих вопросов. Место выбрали горожане. Если все следуют логике своих слов, не отказываются от них, тогда нужно следовать тому решению, которое было принято в ходе голосования. Не важно, выборы не выборы, тут большую роль играют хозяйственные вопросы. Когда они будут решены, тогда и начнется строительство», – отметил в беседе с SM.News депутат городской думы Тимофей Жуков.

Добавим, что в 2023 году Екатеринбург будет отмечать 300-летний юбилей. Когда обсуждались предыдущие два варианта размещения храма, говорилось о том, что он станет подарком городу к юбилею. Эксперты еще два года назад предполагали, что весь цикл работ от подготовки проекта до окончания строительства будет закончен хорошо если к 2026 году. С учетом всех факторов, которые были приведены выше, процесс может затянуться еще на год или два. Скорее всего, храм Святой Екатерины рано или поздно город получит. Но ни у кого уже нет никаких иллюзий, что храм появится и примет первых прихожан к юбилею города. Это будет уже совсем другая история.

«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.