7 июля – ИА SM.News Екатеринбург. Трек «новая мобильность» стал одним из магистральных на нынешнем, 12-м по счёту «Иннопроме». Он вполне укладывался в основную тему промышленного перехода, однако наложение на существующие в стране явные проблемы, рассуждения о водородных электромобилях и беспилотных такси выглядят несколько оторванными от реальности. О каком конкурентоспособном будущем можно говорить, когда в Москве под брендом «Москвич» пытаются наладить банальную крупноузловую сборку китайских внедорожников?
И если на первой пленарной сессии все эксперты соглашались с тем, что через восемь лет надо будет отказываться от двигателей внутреннего сгорания, то на более «практической» сессии «Шахматная партия автопрома» президент АвтоВАЗа и экс-министр транспорта Максим Соколов быстро спустил всех участников с небес на землю.
«Я не думаю, что на ближайшие годы, в среднесрочной перспективе стоит отказываться от двигателей внутреннего сгорания, тем более что Россия – одна из крупнейших стран по объёмам добычи нефти, первая страна по разведанным объёмам газа и технологии, связанные с двигателем внутреннего сгорания, должны быть в числе приоритетных. Говоря об электроавтомобилях и водородных технологиях, отрицать тенденции, которые существуют в мировом автомобилестроении, нет необходимости. Но нужно понимать, на какой рынок, на какой платёжеспособный спрос, на какие обеспеченные необходимой инфраструктурой территории нашей страны может быть рассчитан выпуск автомобилей с данной технологией», – оценил перспективы Соколов.
По мнению спикера, это вопрос локальных территорий, связанных с крупными агломерациями (в первую очередь Москвой и Санкт-Петербургом) и, возможно, некоторыми другими регионами европейской части страны. Впрочем, тезис «никогда не говори никогда» тут тоже справедлив – Соколов напомнил известный кейс, связанный с фотографиями Нью-Йорка в 1906 и 1916 годах, когда за десять лет все конные повозки были заменены на автомобильный транспорт. Тем не менее президент АвтоВАЗа выразил уверенность в том, что в стране с таким большим числом климатических зон, огромными пространствами и низкой плотностью населения автомобили с классическими двигателями будут пользоваться неизменным спросом.
Что касается автопрома в целом, Соколов подчеркнул, что нужно обратить серьёзное внимание на локализацию производства автокомпонентов на территории России, но и исключать интеграцию в глобальные производственные цепочки нельзя. Нужно гарантировать производство критических узлов и технологий, чтобы в случае внешнего давления, подобного тому, которое страна переживает сейчас, производители не останавливали конвейеры, а могли заниматься своим делом с минимальными корректировками по цене и качеству.
Эту задачу понимают и в правительстве. Зампред сенатского комитета по экономической политике Константин Долгов рассказал, что для поддержки производителей автокомпонентов государство в этом году выделит не менее 30 млрд рублей, и, скорее всего, такой же уровень финансирования будет в следующие два года. Среди других мер поддержки отечественного производителя – таможенный протекционизм и ставка на научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность в автопроме. Долгов подчеркнул, что автопром несёт в себе важнейшую социальную функцию и даже похвалил Соколова за то, что тот смог сохранить многостотысячный коллектив АвтоВАЗа и косвенно – смежникам автогиганта. А вот за выпуск «облегчённых» автомобилей бывший министр транспорта получил свою порцию критики.
«Давайте говорить откровенно. Те облегчённые модели, которые сейчас выбрасываются на рынок, нужно выбрасывать. Я говорю о машинах с чисто базовыми опциями. Это нужно делать, чтобы насытить рынок, не допустить проседания, выравнять цены. Но это краткосрочная мера, антикризисная. Мы не можем уходить в ближайшие годы с моделями, давайте говорить откровенно, которые представляют собой несколько шагов назад в плане технологий. Мы не можем этого себе позволить. Потребитель должен получать безопасность и качество. На автомобилях позавчерашнего дня мы далеко не уедем», – заявил Константин Долгов.
Сенатор согласился с тем, что технологии для электротранспорта стоит развивать, но это урбанистический транспорт, следовательно, нужно развивать зарядную инфраструктуру в крупных городах. О том, как этот вопрос решается в Турции, участникам сессии рассказал замминистра промышленности этой страны Хасан Бююкдеде. По его словам, для этой цели активно используется существующая сеть автозаправочных станций (АЗС), где наравне с традиционными видами топлива можно зарядить электрокар. В ближайшее время все АЗС Турции будут предоставлять такую услугу.
Турецкий чиновник рассказал, что власти много делают для перехода на электротранспорт – использование электроавтомашин растет ежегодно. Производство автокомпонентов для этой сферы локализовано на 85%. Что касается традиционных авто, то Турция поставляет компоненты в 25 стран ЕС, что гарантирует высокое качество. По словам Хасана Бююкдеде, промышленники разрабатывают даже тракторы на электрических элементах.
Можно добавить, что турецкий опыт в развитии автопрома достаточно активно используется в России. Гендиректор компании «Джошкуноз Алабуга» Октем Эджевит рассказал, что дочерние компании крупного турецкого холдинга достаточно давно и успешно работают в России. Уже восемь лет этот производитель занимается инжинирингом, изготовлением штампованных деталей, элементов шасси для большинства автомобильных конвейеров на территории России – от бюджетных Renault и Peugeot до люксового Aurus.
«Одна страна не может производить всё. Нужно быть интегрированными в мировые цепочки, сотрудничать с Турцией, Ираном, Индией, другими крупными участниками рынка», – уверен бизнесмен.
Глава «Джошкуноз Алабуга» заверил, что компания не намерена уходить с рынка, несмотря на сложную ситуацию в мире. А заместитель гендиректора Haval rus Ли Кай назвал текущую ситуацию «большим шансом» для производителей в том числе из Китая. По свежим данным статистики, рынок продаж продолжает «лежать на боку», но внедорожник этой фирмы Jolion стал вторым по продаваемости внедорожником в России, уступив только более бюджетной Hyundai Creta. По словам топ-менеджера фирмы, инвестиционный проект начал реализовываться еще в 2016 году, три года назад начался серийный выпуск автомобилей, и ставка была сделана на максимальную локализацию производства компонентов. В результате сейчас конвейер работает без перебоев, а детали, которые заказывались из Китая «на перспективу», позволили не допустить сбоев. Похоже, детище Great Wall осталось чуть ли не единственным в России конвейером, который не остановил производство в последние три месяца.
Что касается альтернативных источников питания, Ли Кай рассказал, что Great Wall делает под государственный заказ электрические грузовики на водороде, но это настолько дорого, что вряд ли пойдёт в массовое производство. Обычным автомобилистам не стоит рассчитывать на такие авто в ближайшие 10-20 лет, уверен специалист из Поднебесной. В качестве более экологичного варианта стоит рассматривать гибридные автомобили, но и здесь их стоимость остается серьёзной преградой для потребителей.
Завершая обсуждение, заместитель министра промышленности и торговли Василий Шпак «обрадовал» коллег заявлением о необходимости смириться с мыслью, что спрос на личные автомобили будет неуклонно падать, а значит, начнет сокращаться и производство. Владение автомобилем станет слишком дорогим удовольствием, поэтому людям проще будет использовать шеринговые машины. При этом те, кто всё-таки захочет стать счастливым обладателем гаджета на колесах, будут предъявлять высокие требования не только к надёжности и безопасности, но и к кастомизации – отсюда конвейерное производство с широким разветвлением маршрутов сборки, при этом практически лишённое собственно работяг-заводчан.
«Век ДВС закончен. Стратегическая перспектива – электрическое движение, неважно, что будет в его основе. В таких условиях автогиганты должны трансформироваться. Каждый из них должен будет стать технологической компанией, предоставляющей услуги, а не продающей автомобили. И главным активом будет лояльность бренду их клиентов, готовых получать под этим брендом всё больше и больше, которые делают их жизнь приятнее и лучше», – резюмировал Василий Шпак.