18 октября – ИА SM.News Екатеринбург. Большой Екатеринбург — тема, которая возникает в медиаполе Среднего Урала по крайней мере последние 20 лет. Тем не менее, единого понимания нет ну у городских чиновников, ни у архитекторов, ни у политиков, ни, тем более, у жителей. Обсуждение Генерального плана развития Екатеринбурга до 2045 стало значимой темой первого дня форуме 100+ TechnoBuild и вызвало жаркие дискуссии и критики оппонентов практически по каждому пункту. Подробности — в материале SM-News.
Начало обсуждению положил начальник Главархитектуры Екатеринбурга Руслан Габдрахманов, Именно он, будучи последние годы главой «Мастерской генплана» ответственен за новый документ, а кроме того, знает о нем явно больше других. Выступая перед архитекторами он рассказал о том, что генплан исходит из нескольких основных положений. В первую очередь, авторы документа основывались на прогнозе, согласно которому к 2045 году численность жителей собственно Екатеринбурга достигнет 2 млн человек. Иными словами, нужно обеспечить комфортную и удобную жизнь еще 400 тыс. человек, большая часть из которых — приезжие. То есть, концепция развития должна сделать Екатеринбург весьма привлекательным и притягательным городом, в который захотят приехать люди из других городов или сельской местности. С этим же связана и концепция территориального развития, которая неразрывно связана с той самой агломерацией.
Следующий базис плана — повышение экологической устойчивости как за счет природного экологического контура, так и за счет парков, набережных, бульваров и прочих градостроительных элементов. Еще одно логичное направление — увязка транспортных магистралей и путей с промышленной, складской и иной инфраструктурой. В этом месте в первый, но не в последний раз прозвучал термин «сухой порт», который должен превратить Екатеринбург в глобальный хаб и город международного значения.
В принципе, это все понятно, удивительно, что появился следующий пункт — идентичность. По мнению Габдрахманова, идентичность должна быть тесно связана с объектами культурного наследия, сохранения исторических зданий и объектов. Кроме того, это направление должно быть взаимосвязано с туризмом — сферой, которая крайне активно развивается в последние годы в регионе. Почему-то докладчик посчитал нужным упомянуть в связи с идентичностью развитие мест для рекреации, места для отдыха и т. д.
Следом за Габдрахмановым слово взял бывший главный архитектор Свердловской области Владимир Вениаминов, чей доклад был посвящен параметрам агломерации с точки зрения целого ряда характеристик. Начал он с того, что напомнил, что Свердловск в прошлом веке уже формировался по принципу агломерации — «Уралмаш, Эльмаш, Химмаш. Втузгородок — это был первый пояс агломерации, с которым город уже слился». Сейчас такими районами, по сути, стали Верхняя Пышма, Березовский, Среднеуральск и Арамиль, а подходящими под параметры пояса агломерации сейчас стоит называть 14 муниципалитетов — к уже перечисленным добавляется Белоярский ГО, Верхнее Дуброво, Дегтярск, Заречный, Первоуральск, Полевской, Ревда, Сысертский ГО и поселок Уральский.
Отвечая на невысказанный публикой вопрос о том, что за параметры имелись ввиду, Вениаминов отметил, что это, в частности, параметр мобильности, а именно, время доезда до центра агломерации — из любого их этих муниципалитетов до центра «ядра» можно доехать за промежуток времени от 40 минут до 1,5 часов.
В таких границах потенциал агломерации может достигать 5 млн человек — это, кстати, сопоставимо с Санкт-Петербургом и превышает население Свердловской области. Но это, как подчеркнул Вениаминов это теоретические цифры — целевые прогнозы гораздо меньше. На данный момент население агломерации составляет примерно 2,15 млн человек, а к 2040 году оценивается в 2,46 — 2,75 млн жителей.
Более подробно содержание документа раскрыл нынешний руководитель «Мастерской генерального плана» Павел Скачков в рамках посвященной этому конкретному вопросу сессии. По существу он более детально рассказал о тех вещах, которые озвучил Габдрахманов утром, но к этим деталям-то и оказались вопросы у слушателей. Например, вице-спикер ЗССО Аркадий Чернецкий, стоявший в свое время у истоков стратегического плана развития Екатеринбурга и концепта Большого Екатеринбурга охарактеризовал попытку включить в агломерационный пояс как «гулливерские замашки» и раскритиковал идею о том, что в агломерации стоит развивать разные полюса и уделять внимание каждому из городов.
«Не отбрасывая в сторону те реалии и возможности, которые дает агломерация, нужно сегодня, на мой взгляд, достаточно активно заниматься ядром города Екатеринбурга и это развитие должно быть построено на относительно жестком администрировании, на формировании единых источников, на формирование единых базовых документов, обеспечивающих развитие», — подчеркнул Чернецкий и заявил, что идеальным вариантом было бы объединение пяти городов агломерации в единое муниципальное образование.
Нашлись вопросы и к блоку с «идентичностью». В частности, Скачков довольно много рассказывал о необходимости сохранения объектов культурного наследия, в том числе, для привлечения туристических потоков, использование старых заводов, производство с которых будет продолжать выноситься за пределы жилой застройки, в качестве арт-объектов или музейных пространств. При этом, развивая мысль, он предположил, что туристов надо водить в новые районы, типа Солнечного и Академического, чтобы гости города узнавали как был застроен тот или иной район города. В конечном счете, доход от туристической деятельности должен помочь сформировать условный инвестиционный фонд, необходимый для сохранения ветшающих ОКН. Подход, что и говорить, весьма дискуссионный.
Общественница и представитель движения «Реальная история» Марина Сахарова в корне не согласилась с аргументацией чиновника.
«Вы говорите, что для сохранения ОКН не хватает инвестиций. Мы считаем, что не хватает не этого, а того, что вы не обращаетесь к профессиональному сообществу. Мы сейчас с вами обсуждаем исторические заводы, а прямо сейчас разрушают исторические стены Уралмашзавода», — возмутилась она.
Сахарова добавила, что она с коллегами сформировала пул предложений, которые передала Скачкову и Габдрахманову с просьбой передать бумаги мэру города Алексею Орлову.