22 октября – ИА SM.News Екатеринбург. В минувший понедельник Мэр Москвы Сергей Собянин внес в столичный парламент проект закона «О бюджете города Москвы на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов».
Московские депутаты сразу же заявили о социальной направленности главного финансового документа мегаполиса, львиная доля которого пойдет на реализацию городских программ развития. Законопроект станет предметом обсуждения на заседаниях комиссий и фракций, а затем и — пленарном заседании Мосгордумы.
Обсудим проект бюджета столицы и мы. С помощью экспертов и коллег из Ekb.sm.news.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЦИФРЫ
Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников обрисовал общие параметры горбюджета на следующий год.
«Доходы планируются в размере 3 746,9 млрд рублей, расходы – 4 183,1 млрд рублей. Дефицит составит 436,2 млрд рублей. Важно, что проект бюджета Москвы на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов сохраняет свою преемственность. Программный, социальный, инвестиционный – три неизменных составляющих бюджета Москвы. Традиционно свыше 90% расходной части предусмотрено на реализацию городских программ развития», – цитирует спикера пресс-служба МГД.
Коллеги разделяют мнение председателя, что бюджет будет многогранным и социально-ориентированным. При этом прогноз на три года выглядит оптимистичным.
Член комиссии МГД по экономической и социальной политике, единоросс Ольга Мельникова: «Многие скажут, что бюджет – это большие цифры, красивые слова и все. И они ошибутся. За цифрами стоит реальное улучшение качества жизни москвичей: новые школы, садики, больницы и поликлиники, безопасность в городе, удобный общественный транспорт и развитие улично-дорожной сети, благоустройство и реновация, социальная помощь и индексация выплат».
ЧРЕЗМЕРНЫЙ ОПТИМИЗМ?
«На 2023 год доходы бюджета Москвы запланированы с ростом 5,7%, на 2024–2025 годы – с ростом на восемь процентов. Это важный показатель стабильности и реальных возможностей роста экономики города», — подчеркнул председатель Мосгордумы.
Росту мы всегда рады, рост – это прогресс. Но, если взглянуть на отдельные цифры бюджета беглым и слегка сторонним взглядом, вот, что бросается в глаза.
Первое – позиция «дефицит бюджета» и оптимистичные прогнозы на два последующих года.
«Дефицит бюджета города на 2023 год составляет 436,2 миллиарда рублей. В плановом периоде будет обеспечено снижение объема дефицита (на 2024 год он составит 218,8 миллиарда рублей, в 2025 году — 17,5 миллиарда рублей). Фактический объем дефицита может быть сокращен за счет экономии при проведении конкурсных процедур, а также получения дополнительных доходов», – отмечают детали проекта бюджета на сайте Мэра Москвы.
Можем ошибаться, что планы Правительства Москвы по снижению бюджетного дефицита в следующем году в два раза, а в 2025 году аж в 25 раз выглядит, как нам кажется, слишком оптимистичными на фоне слов главы Минфина Антона Силуанова о снижении профицитности госбюджета и заложенном в проекте на 2023 год дефиците в 1,32 трлн рублей по итогам этого года.
Кроме того, с инвестиционной составляющей и внутренними заимствованиями «для получения дополнительных доходов» в нынешних экономических реалиях может оказаться все не так перспективно и оптимистично. Правда, есть Фонд национального благосостояния.
Президент фонда «Центр развития региональной экономики» Илья Гращенков: «Минфин традиционно предлагает брать деньги из налогов с бизнеса… Правительство сейчас строит планы из логики прошлого мирного времени. Сейчас же надо определиться, куда мы вообще движемся. Либо экономику надо ставить на мобилизационные рельсы госплана, либо мы хотим развития, тогда нужен такой «НЭП 2.0″. При нем наверняка финансовые дыры сначала будут даже больше из-за сокращения налогов, но потом будет колоссальный рост».
В ПРОТИВОВЕС ДРУГИМ
3,7 триллиона рублей – доходы бюджета по меркам Москвы планируются значительными, а в противовес объемам региональных бюджетов российских городов и регионов выглядят просто грандиозными.
Спору нет, Москва – город федерального значения, субъект Российской Федерации, но тем не менее, разница впечатляет.
Для наглядности сравним в простых цифрах бюджет Москвы, например, с бюджетом Екатеринбурга, далеко не самого последнего города в России как по концентрации предприятий, так и, в целом, по уровню жизни населения.
Для начала поймем простое соотношение: Екатеринбург меньше Москвы по численности жителей в 8,5 раз. В неформальной столице Урала живут полтора миллиона человек. А объем доходов московской казны в 66 раз больше бюджета Екатеринбурга.
Но при этом в административном центре Свердловской области трагедии из-за многократного несоответствия не делают и столичный размах признают.
«Это не фатально, если говорить о Екатеринбурге. Бюджет нашего города по меркам страны, а не столицы, очень даже хороший. То есть минимальные социальные стандарты мы выполняем… Даже с превышением. Разница видна в особых проектах, которые есть в Москве, но нет у нас – строительство метро, большие транспортные развязки, большие магистрали, переселение ветхого и почти ветхого жилья, серьезное благоустройство города, большие парковые и коворкинговые пространства», – заявил корреспонденту ИА SM.News доктор экономических наук, профессор, Максим Марамыгин.
СРАВНИВАТЬ НЕКОРРЕКТНО
«Сравнивать бюджет города Москвы и бюджет других городов не совсем корректно. Москва является субъектом Российской Федерации, поэтому логично сравнивать ее с другими субъектами с сопоставимым объемом полномочий. Кроме того, органы государственной власти Москвы решают и большой круг вопросов местного значения, что за исключением, пожалуй, Московской области, для других регионов не очень характерно», – считает доцент кафедры регионального и муниципального управления Уральского института управления – филиала РАНХиГС, кандидат социологических наук Елена Васильева.
Эксперт убеждена, что сравнение московских бюджетных доходов с другими субъектами показывает очень высокую дифференциацию, прежде всего, за счет налогового потенциала территории. Было бы справедливо действующие правила изменить, но столице это не выгодно. Терять сверхдоходы в Москве не хотят.
«Упрощенно налоговый потенциал показывает, сколько та или иная территория (город или регион) могут потенциально сгенерировать налогов. В силу высокой разницы в экономическом развитии между регионами этот налоговый потенциал разный. Но не только. Налоговая система устроена таким образом, что, например, НДФЛ (его доля в налоговых доходах города Москвы превышает 40 %) уплачивается налоговыми агентами по месту регистрации. Несмотря на работу с крупными налогоплательщиками «по возвращению» к местам реального нахождения бизнеса, диспаритет зарплат, регистрация и другие факторы приводят к тому, что значительная часть налогов (не только НДФЛ) российским бизнесом выплачивается именно в Москве. Одним из путей сокращения такого дисбаланса является внесение изменений в Налоговый кодекс и введение принципа уплаты НДФЛ по месту регистрации работающего, но Москва и Московская область главные противники таких изменений», – подчеркнула Васильева.
«МОСКВА ЖИРУЕТ»?
В 2022 году многих экспертов удивляли цифры. Ассигнования бюджета Москвы на «Развитие электронных средств массовой информации и телевидения» коррелируют с размером бюджета среднего города России. Примером для сравнения стала Тверь.
А если точнее, 11,5 миллиардов московских рублей на электронные СМИ на фоне всей доходной части бюджета города Тверь в 9,5 миллиардов. И в тверскую цифру входит весь спектр жизнедеятельности регионального центра, который расположен-то всего в сотне километров от Москвы. Аналитиков и общественность контрасты впечатлили.
Еще один противовес. В 2023 году Москва планирует потратить практически «весь бюджет столицы Урала», например, на реализацию программы «Безопасный город». Это – 50 миллиардов рублей.
«При сохранении существующих институтов высокая территориальная дифференциация будет сохраняться. Ее сохранение создает условия для ситуации с бюджетной диспропорцией, описанной выше. Качество жизни действительно очень сильно определяет сегодня и движение населения, и экономическую активность, поскольку человеческий капитал перетекает в территории с более высоким качеством жизни. Поэтому повышение качества современной городской среды в конкретных городах, выявление проблем, их решение будет способствовать сохранению и привлечению человеческого капитала в иных мегаполисах страны, выступать одним из факторов их экономического развития. Но нельзя забывать о высокой и внутрирегиональной дифференциации, областные центры также выступают точкой притяжения для средних и малых городов, сельских территорий своих и соседних регионов. Необходимо на общегосударственном уровне решать проблему с наполняемостью местных бюджетов, закреплением на долговременной основе новых дополнительных источников доходов с целью стимулирования развития на местах. К сожалению, только механизмом субсидий в рамках национальных проектов решить проблемы муниципалитетов невозможно», – заявила Елена Васильева.
И В МОСКВЕ НЕ ЕДИНОГЛАСНО…
При этом и в депутатском корпусе Москвы есть критические аргументы в адрес главного финдокумента столицы.
Глава фракции КПРФ в Мосгордуме Николай Зубрилин уверен, что Москве необходим бюджет, «отвечающий реальности сегодняшнего дня».
«На первый взгляд, он имеет инерционность с прошлого года, когда с учетом инфляции наблюдался небольшой рост общего состояния, но по сути отличий было немного. Так, и сегодня цифра в 530,5 млрд рублей на здравоохранение представляется слишком скромной. Где задел на мобилизационные нужды? Где расходные статьи на восстановление первичного терапевтического звена в поликлиниках города Москвы? О необходимости восстановительных мер в этой части неоднократно говорилось на разных политических и профессиональных площадках», — констатировал парламентарий-коммунист.
Не совсем довольны проектом Мосбюджета и справедливороссы думы.
Руководитель фракции партии «Справедливая Россия» в МГД Магомет Яндиев: «Нынешняя ситуация обусловила нас подготовить так называемый Альтернативный бюджет-2023, учитывая санкционное давление Запада и последствия низкого курса рубля… Альтернативный бюджет-2023 был направлен во все департаменты и ведомства Правительства Москвы. Большинство полученных нами ответов показало заинтересованность в наших рекомендациях со стороны органов власти столицы. В любом случае будем изучать внесенный проект бюджета и предлагать свои поправки».
При декларируемой социальной направленности бюджетные приоритеты принципиально не меняются из года в год, сетует член фракции КРПФ Елена Янчук.
«Так, только 1,6 трлн рублей из 3,7 трлн рублей идут на соцобеспечение, образование и здравоохранение. Это меньше половины от возможного… Не видим мы и заявленных приоритетов по другим направлениям. Скажем, продолжающаяся оптимизация медицины, закрытие врачебных кабинетов – от травматологии до ЛФК – не делают бюджет социальным».
По мнению ряда наших собеседников, загадочно выглядит и соотношение отдельных статей бюджета Москвы-2023.
Тот же «Безопасный город»… Безусловно, всевидящие системы видеонаблюдения и анализа данных стали новой и необходимой реальностью больших городов. Но объем средств на эту сферу практически соизмеримо с тратами на развитие всей системы коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережения Москвы.
50 миллиардов рублей на камеры и 84 — на пресловутую и ветшающую ежегодно, ежемесячно и ежедневно «коммуналку», это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
Павел Никульчев