Екатеринбург
Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Белгород
Брянск
Владимир
Воронеж
Иваново
Калуга
Кострома
Курск
Липецк
Москва
Московская область
Орел
Рязань
Смоленск
Тамбов
Тверь
Тула
Ярославль
Северо-Западный федеральный округ
Архангельск
Великий Новгород
Вологда
Калининград
Ленинградская область
Мурманск
Петрозаводск
Псков
Санкт-Петербург
Сыктывкар
Южный федеральный округ
Астрахань
Волгоград
Краснодар
Крым/Севастополь
Майкоп
Ростов-на-Дону
Элиста
Северо-Кавказский федеральный округ
Владикавказ
Грозный
Дагестан
Магас
Нальчик
Ставрополь
Черкесск
Приволжский федеральный округ
Ижевск
Йошкар-Ола
Казань
Киров
Нижний Новгород
Оренбург
Пенза
Пермь
Самара
Саранск
Саратов
Ульяновск
Уфа
Чебоксары
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
Югра
ЯНАО
Сибирский федеральный округ
Абакан
Горно-Алтайск
Иркутск
Кемерово
Красноярск
Кызыл
Новосибирск
Омск
Томск
Дальневосточный федеральный округ
Анадырь
Благовещенск
Владивосток
Магадан
Петропавловск-Камчатский
Улан-Удэ
Хабаровск
Чита
Южно-Сахалинск
Якутск
Сортировка
Поиск
Подписывайтесь на Дзен.Новости
#Интервью Читать 3 мин.

В субботу, в день города Екатеринбурга на главной площади откроет свои двери фестиваль ландшафтного дизайна «Атмосфера». Организаторам удалось сделать невозможное – превратить площадь, выполняющую сугубо утилитарную функцию автомобильной парковки в зеленый сквер и заставить весь город обсуждать, что получилось действительно здорово. За несколько дней до открытия SM.NEWS поговорил с организатором фестиваля Юлией Сорокиной и главой городского комитета по благоустройству Тамарой Благодатковой. Об идее самого зеленого фестиваля, городской экологии, зеленом Екатеринбурге и отношении бизнеса к экологии – читайте в двойном интервью SM.NEWS.

«Люди стали понимать, что хотят дышать кислородом»

Сергей Табаринцев-Романов /SM.NEWS
#Интервью

Фото: Сергей Табаринцев-Романов /SM.NEWS

В субботу, в день города Екатеринбурга на главной площади откроет свои двери фестиваль ландшафтного дизайна «Атмосфера». Организаторам удалось сделать невозможное – превратить площадь, выполняющую сугубо утилитарную функцию автомобильной парковки в зеленый сквер и заставить весь город обсуждать, что получилось действительно здорово. За несколько дней до открытия SM.NEWS поговорил с организатором фестиваля Юлией Сорокиной и главой городского комитета по благоустройству Тамарой Благодатковой. Об идее самого зеленого фестиваля, городской экологии, зеленом Екатеринбурге и отношении бизнеса к экологии – читайте в двойном интервью SM.NEWS.
Сергей Табаринцев-Романов /SM.NEWS #Интервью

Фото: Сергей Табаринцев-Романов /SM.NEWS

«Люди стали понимать, что хотят дышать кислородом»

13 августа – ИА SM.News Екатеринбург. – Юлия, фестиваль «Атмосфера» проходит уже не первый год в Екатеринбурге – стал ли он за это время доброй традицией и люди ждут, чтобы прийти, посмотреть, поучаствовать?

– Юлия Сорокина: Совершенно точно ждут – нам даже пишут. И когда мы принимает решение, проводить или не проводить, добрые слова от жителей города, которые говорят, что «вот я у вас был, такое-то дерево видел, потом купил, оно у меня в саду растет» – они мотивируют, заставляют нас дальше двигаться. Каждый раз после фестиваля наступает усталость, когда ты думаешь: нет, следующий год надо пропустить. И каждый год, когда начинается весна, ты понимаешь, что надо продолжать – ты это делаешь не для себя, а для огромного количества людей. За год многое меняется в ландшафтном дизайне – вот мы видим злаковый цветник. Никогда раньше злаки бы не показались нам интересными, а это современные тренды. Где посмотреть эти тренды? Лететь в Великобританию, в Челси, но при закрытых границах это непросто, при том что и там фестивали не проводятся. Других возможностей у обычного горожанина или того, кто имеет дачный участок – нет. Только «веселые картинки» в интернете, на которых ты видишь очень красивое растение, которое у нас в климате потом не растет, а ты не знаешь, чем его заменить.

– Как пришла идея первой «Атмосферы» и насколько сложно было ее реализовать? Изменилась ли сейчас ситуация?

– Ю. С.: Ситуация изменилась очень сильно. В 2018 году было такое ощущение, что эту машину нужно сдвинуть. Никто не знал чего от нас ожидать, как мы справимся, мы и сами не знали, на какой уровень можем выйти. В этом году ситуация абсолютно другая, когда мы просим и нам помогают все. Очень мало тех, кто сказал бы, что нет, не буду помогать. От администрации города мы получаем полную поддержку по всем позициям – начиная от воды и заканчивая спецтехникой. Все вопросы мы решаем совместно.

– Кто проявляет интерес к ландшафтному дизайну – обычные горожане, садоводы-любители, профессионалы, бизнес?

– Ю. С.: На сегодняшний момент в нашем мире все изменилось – для людей стал очень актуальным вопрос «что я оставлю после себя», растет самосознание и те люди, у которых никогда не было загородных участков, выходят и начинают переживать за каждое дерево. Они понимают, что это дерево дает кислород. Вдруг пришло осознание, что мы дышим кислородом, будто раньше мы этого не знали и откуда кислород берется – тоже не знали. Эта осознанность растет в обществе, видимо случился некий накопительный эффект – все чаще люди задумываются – дышать смогом или дышать кислородом. Когда здесь была парковка, я не хотела тут находиться, я хотела убежать – машины стоят очень плотно, какие-то работают, жара стоит. Но в первый день, когда мы только начали строиться, поставили несколько деревьев и поняли, что не хотим отсюда уходить. Мы сделали все, что должны были, устали, но сидели под этими деревьями, потому что вдруг нам стало хорошо.

– Вот такое преобразование парковки в центре города – это был некий вызов самим себе – такую трансформацию сделать?

– Ю. С.: Для нас, для компании GreenPark и для организаторов – это всегда некий способ проверить себя Для общества – нет, мы просто хотели сделать горожанам такой подарок и мне кажется, что у нас это получается.

– Интересуются ли тем, что здесь происходит девелоперы, с точки зрения собственного озеленения новостроек, дворов?

– Ю. С.: Это очень важный вопрос. Хотелось бы, чтобы они нас поддерживали. В этом году корпорация «Маяк» будет показывать свою часть, как я понимаю – это то, что они планируют на улице Декабристов. Они отсылают нас к конструктивизму и мы увидим это в цветниках. «Forum group» покажет часть «Александровского сада». Для девелоперов показать, что у них зеленые сады и они занимаются этой темой – лучшего места просто не найти.

– Тамара Благодаткова: Безусловно, если девелоперам хочется, чтобы жилье было продаваемым, человеку мало посмотреть картинку, он хочет пощупать. И если планировку еще можно посмотреть на картинке, то как посмотреть зелень? Вот здесь можно реально посмотреть такой уголок озеленения, где человек еще раз может сделать вывод, хочет он или нет покупать тут жилье. Конечно, считаю, что возможность реально посмотреть, как может быть, как работает именно этот застройщик с благоустройством прилегающих территорий это тоже работает в пользу выбора.

– Вы говорили об озеленении крыш зданий. Об этом шла речь и на Иннопроме в этом году, но как в реальности обстоят дела – есть ли такой запрос в Екатеринбурге?

– Ю. С.: Реальность так далеко шагнула вперед, что можно только радоваться. Восемь крыш Forum city озеленены уже второй год и мы видим, что это все живое и хорошо растет. Стилобаты озеленяет практически каждый второй ЖК – Макаровский, Нагорный, Первомайская, 60, Ленина, 8 – это все стилобаты и подземный паркинг. Крыши и подземный паркинг – это, по сути, одно и тоже. То что можно создавать сады на подземных паркингах, на кровлях – это дань нашего времени. Более того, мы начинаем делать вертикальное озеленение, скоро оно будет на небоскребах.

– Т. Б.: Технологии отработаны уже давно, просто мы никак не могли к этому подойти. Сейчас мы сильно уплотнились и выросли вверх. Когда живешь на 25-м этаже, то тоже хочешь видеть внизу что-то зеленое, а не черные крыши. Озеленение крыш, подземных пространств будет очень быстро развиваться. Подземных паркингов очень много, как бы мы не хотели, чтобы человек пользовался общественным транспортом, у него все равно будет автомобиль, пусть даже не для поездок по городу, а для поездок за город. Пусть это будет не подземный паркинг, а многоуровневый – для вертикального озеленения это вообще идеальный вариант – вы видите снаружи зеленый куб, а внутри там парковка.

– Насколько быстро может осуществиться мечта горожан о зеленом мегаполисе?

– Т. Б.: На самом деле Екатеринбург – достаточно зеленый город, мы не находимся в числе замыкающих в рейтингах городов по озеленению. Мы просто не отдаем себе отчет, что у нас довольно много озелененных территорий, скверов, бульваров, парков. В принципе у нас на одного человека приходится почти 16 квадратных метров озелененных территорий. Это хороший показатель, но мы стремимся к большему. Программа формирования современной городской среды, в том числе, позволяет это делать. В этом году горожане так активно голосовали, что выбрали два объекта – «Солнечные аллеи» и парк Преображенский, а площадь только этого парка будет 49 га – таких объектов мы давно не строили. Образно говоря, ввязываемся в большую драку, будем строить большой хороший объект. В том числе, приемы с «Атмосферы» возможны и там. Это позволяет архитекторам, которые сейчас там работают и РСГ «Академическое» еще раз задуматься как можно сделать в парке так хорошо, чтобы всем было комфортно.

– Здесь есть примеры с пересадкой высоких взрослых деревьев. На прошлой неделе губернатор говорил о том, что нужно менять тополя в Екатеринбурге. Можно ли сказать, что вот такие технологии позволят более быстро провести процесс замены старых деревьев на новые и будут ли они применяться?

– Т. Б.: Безусловно. На самом деле крупномерные объекты и сейчас высаживаются на значительном количестве объектов, но такого, чтобы высаживались деревья по 5-6 метров в высоту – они высаживаются значительно реже. Скажем, когда делали памятник Татищеву и де Геннину — липы вокруг были посажены большими. У нас не так много питомников, которые могут таким посадочным материалом нас порадовать. Здесь посадочный материал из Германии. Это большая работа – посадить материал в питомнике и довести его до уровня, который мы видим сейчас – десятка два лет.

– Ю. С.: 150 лет питомникам, которые поставляют нам эти деревья, 150 лет технология передавалась из поколения в поколение. Я бы про зелень в городе хотела дополнить. Когда ты находишься в процессе, не видишь, как все меняется вокруг. Зато видят наши гости. К нам, к вам часто кто-то приезжает из других городов, мы привозим лекторов – все отмечают, что Екатеринбург – очень зеленый город. Мы этого можем не замечать, потому что тут чуть-чуть озеленилось, там чуть-чуть озеленилось – воспринимаешь это как должное. Когда люди не были в Екатеринбурге лет пять – они просто не узнают его, спрашивают «что случилось, у вас так все изменилось вокруг? Вы более современными стали». Екатеринбург – действительно столица Урала, с зеленым направлением у нас с каждым годом становится все лучше.

– Если говорить про замену тополей, какие деревья придут им на замену?

– Т. Б.: Замена тополей – вопрос очень серьезный и по большей части лежит в технической плоскости. Очень многие деревья старые, тяжелые растут в таких условиях, когда вокруг проходит куча коммуникаций – со всех сторон, самых разных. Если это кабель, то это самое простое, а если теплотрасса, то нужно думать, что потом с этим делать. Поэтому, сейчас однозначно не отвечу. Безусловно, будут работать над программой и ландшафтные архитекторы и технические специалисты, которые будут рассматривать вопросы возможности посадки деревьев рядом с уже находящимися коммуникациями и защитой самих коммуникаций от корневой системы деревьев, и самих деревьев с защитой от коммуникаций. Поэтому, сказать, что мы все поменяем на липы или на березы, я не возьмусь. Тополь – хорошее растение, просто они одномоментно были посажены в послевоенное время и к этому моменту все состарились. Постепенно надо убирать, выбирать объекты, где это будем делать. Многие уже забыли, что улица Малышева была полностью в тополях, а там сейчас стриженые яблони, что улица Белинского до Щорса была с тополями, сейчас там ясени растут, на улице Репина тоже ясенями тополя заменили, на ВИЗ-бульваре вперемешку росли тополя и клены, падали друг на друга, сейчас там липы. Я уж молчу про улицу Ельцина, на ней тоже росли тополя, а сейчас растут липы. На улице Пушкина были клены и тополя, сейчас там замечательные липы. Сквер у Главпочтамта, где расположен памятник Александру Попову – там росли только тополя. Когда их убрали, я услышала на остановке разговор двух женщин, одна другой говорила: «надо же, памятник поставили». Примеры есть, они много и они создают уже свою атмосферу. Поэтому, опыт по замене уже есть, надо продолжать работать.

– С одной стороны, у горожан есть запрос на озеленение, с другой – стоит обновить какое-то пространство, начинается волна негатива, как было, например, с парком «Зеленая роща». Нет ли обиды за такое отношение – стараешься сделать красиво и функционально, а все недовольны?

– Т. Б.: Обиды нет конечно. Мы в любом случае понимаем, что делаем очень важную, хорошую, большую, добрую работу. Есть просто некоторое непонимание. Мы и здесь хотим показать, что ландшафтные архитекторы умеют работать и понимают правильные решения. Почему-то горожане считают, что архитектор неправильно подумал – надо у каждого лично спросить, правильно ли он посчитал. Ландшафтный архитектор получает специальное образование, он умеет в своей голове присоединить прилегающие территории, интегрировать то что он задумал в ту среду, которая есть. Мне кажется, больше нужно давать свободы творчеству ландшафтного архитектора. А когда мы зажимаем этот процесс и у каждого горожанина спрашиваем, что он хочет, и один говорит, а я не хочу березу, я хочу тополь, другой наоборот хочет березу, а не тополь – так не получится единого объекта. Профессионалы должны быть в приоритете, а горожане должны выразить свое мнение: тут мы хотели бы качели, тут больше хвойных деревьев, еще что-то. Додумает ландшафтный архитектор, как сделать красиво. Нам не обидно нисколько. Зайдите сейчас в «Зеленую рощу». Когда все происходило, много кричали, много шумели. Сейчас утром заходишь – там аншлаг, стало удобнее, появились площадки. Сначала возмущались, что площадки сделали раздельными, теперь наоборот просят – а добавьте нам еще песочницу.

– Со стороны часто кажется, что процесс озеленения в Екатеринбурге несколько хаотичен. Есть ли последовательная программа развития зеленого каркаса города?

– Т. Б.: Программа зеленого каркаса – это один из элементов генерального плана города. Генеральный план сейчас разрабатывается. Естественно, мы основываемся на генеральном плане, который действует сейчас, мы не можем от него отходить, потому что если каждый будет выбирать свое направление, ничего не получится. Он сформирован, он по-прежнему остается водно-зеленым каркасом – масса зеленых территорий идет вдоль реки, пусть она и небольшая, но она у нас есть. У нас в планах сделать все набережные вдоль реки – часть уже запроектирована, но реализация будет зависеть от финансовых возможностей. Тем не менее, мы двигаемся пошагово, проектируем, рассматриваем другие возможности. В этом году объявлен конкурс на проектирование со стороны Верх-Исетского пруда. А весь остальной зеленый каркас тяготеет к этой водно-зеленой магистрали через весь город, подтягивается к ней, все зеленые насаждения «нанизываются» на него, чтобы можно было повернуть с набережной и дальше идти по зеленой зоне. Вышли вы из дендропарка, немного пройдете – попадете в Зеленую рощу, оттуда выйдете, немного пройдете и попадете в парк 50-летия ВЛКСМ. Такая постепенность и непрерывность крупных объектов зеленого хозяйства была заложена в генеральном плане. Она пока сохраняется.

– Сима-Ленд этим летом активно занимается точечным благоустройством, а помимо них – есть готовность бизнеса участвовать в озеленении города, создании более экологичного пространства?

– Т. Б.: Мне кажется, что не только есть, но и растет.

– Ю. С.: Есть исследования, которые показывают, что у бутиков, открытых на зеленой улице возрастают продажи на 30%. Эти исследования делались в Европе на протяжении многих лет. Человек интуитивно идет к дереву и оказывается в магазине, который он увидел рядом, хотя шел он не туда – он просто не хотел идти по солнечной открытой стороне улицы, а шел по тенистой стороне. Эти исследования опубликованы, их результаты известны и бизнес понимает, что зелень необходима. Даже небольшая парикмахерская ставит гортензии у входа – это работает. Я разговаривала с одним девелопером и спросила – зачем им это (озеленение, прим. Ред), вы же никогда этим не занимались. Он отвечает: мы без этого просто не продадим квартиры. Не получилось по-хорошему, бизнес заставил.

«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.

Отправьте сообщение об ошибке, мы исправим

Отправить