Начиная с 30 апреля в Свердловской области введен особый противопожарный режим. Евгений Куйвашев подписал постановление, согласно которому жителям региона запрещено использовать открытый огонь, сжигать мусор, а также проводить пожароопасные работы.
Об этом собравшимся журналистам рассказывает главный специалист отдела гражданской защиты населения Анатолий Праслов. Ожидая вместе со всеми опаздывающий на 40 минут автобус, специалист вводит корреспондентов в курс дела относительно пожароопасной обстановки в регионе: снег сошел, оголив сухую подстилку, которая может легко воспламениться. От лесных пожаров рискуют пострадать 14 населенных пунктов, расположенных в непосредственной близости к Екатеринбургу, и для их защиты необходимо создавать минерализованную полосу.
Наконец транспорт подъезжает, и журналисты отправляются к трактору, который прямо сейчас с помощью плуга создает минерализованную полосу вдоль проезжей части.
Минерализованная полоса – это противопожарный барьер, созданный с помощью почвообрабатывающих орудий. В теории очищенный от горючих материалов слой земли должен остановить распространение низового пожара. Однако даже Анатолий Праслов не столь оптимистичен в этом вопросе: «Стандарт полосы – 70 сантиметров, здесь мы видим, что полоса сильно больше. Но даже такая не спасет, если ветер подует», – отмечает специалист отдела гражданской защиты населения, пока журналисты отвлечены на съемку синего трактора «Беларусь», тянущего плуг с надписью «Новатор».
Аналогичного мнения придерживается и тракторист Сергей. Рассказав о том, что главная сложность в прокладывании полосы – это камни, и что за день трактор способен вспахать 30 километров, на вопрос о рисках распространения огня на другую сторону, работник с улыбкой отвечает: «Как повезет».
Примечательно, что создание минерализованной полосы на границе с проезжей частью в первую очередь защищает не автомобилистов от лесных пожаров, а, наоборот, лес от автомобилистов: из-за того, что водители и пассажиры постоянно выкидывают окурки и прочий легковоспламеняющийся мусор на обочину дороги, необходимо не допустить, чтобы тлеющая сигарета привела к лесному пожару.
После этого корреспондентам была продемонстрирована пожарно-химическая станция, экскурсию по которой провел ее начальник Алексей Потапов.
Борец с пожарами объяснил, что станция химическая, потому что в тушении используются специальные таблетки, которые в контакте с водой образуют пленку, не пропускающую кислород. Благодаря этому тушение пожаров можно ускорить в восемь раз.
Всего в бригаде 25 человек, которые ежегодно проходят инструктаж, а также получают медицинскую помощь и противоклещевые прививки, чтобы спокойно работать в лесу. Следить за лесом помогает система дистанционного мониторинга – камеры расположены на мачтах сотовой связи и охватывают 8,5 тысячи гектаров леса. Когда камеры фиксируют возгорание или сильное задымление, компьютер оповещает пожарных о возможном возгорании. Алексей Потапов отметил, что во владении пожарно-химической станции находятся шесть автомобилей: ЗИЛ-131, ГАЗ, «Урал» и три УАЗа, на которых происходит патрулирование территории.
Также за лесами круглосуточно следят сотрудники Екатеринбургской городской единой дежурно-диспетчерской службы. В системе «Лесохранитель» специалисты используют камеры, которые вращаются на 360 градусов и регулярно делают снимки. Когда оператор замечает потенциальное возгорание или задымление, то он оперативно докладывает о произошедшем дежурному, после чего оперативная группа отправляется на место, чтобы подтвердить факт пожара.
Как рассказал Анатолий Праслов, 90% возгораний в лесу происходят из-за человеческого фактора: брошенный на землю окурок или разожженный костер могут стать причиной огромного лесного пожара, особенно сейчас, когда земля остается сухой. Главный специалист отдела гражданской защиты населения убедительно просит жителей Екатеринбурга быть предельно бдительными и воздержаться от разведения открытого огня на территории леса.